Хождение по водам полно зримых и незримых опасностей. «Море – измена лютая!», – говорили в старые времена поморы. Незнание глубин, мелей, фарватера чревато крушением судна и гибелью людей. С глубокой древности люди изобретали и изготавливали различные инструменты и приспособления для облегчения ориентирования в море. Среди них важное место занимали береговые и прибрежные навигационные знаки. Само их создание зачастую было связано с риском для жизни. Однако установленный приметный знак или одинокий маячный огонь спасали многих мореплавателей, терпящих бедствие в разбушевавшейся стихии.
В Белом море, которое стало колыбелью русского арктического мореплавания, система береговых знаков начала оформляться не позднее XVI в. Главную роль в ней играли береговые кресты, традиция воздвижения которых сохранялась до ХХ в. В XVIII в. были предприняты первые опыты строительства световых маяков, а в 1913 году мореплавателям путь в Белом море указывали уже двадцать маячных огней.
exhibition
ex2
Представляемая выставка – первый музейно-выставочный проект в России, рассказывающий о преемственности навигационной морской практики Средневековья и Нового времени. Она раскрывает связь между духовными и материальными пластами морской культуры Русского Севера, отдает дань памяти и уважения к тем мужественным людям, которые не щадили сил, а подчас и жизней для создания более безопасных условий для мореплавания и привлекает внимание к бедственному состоянию маяков в современной России. В центре внимания авторов – история беломорских навигационных крестов и тех маяков, которые имели наибольшее значение для мореплавания в районе Соловецких островов.
ex3
Выставка «Крест и маяк» явилась плодом научной работы сотрудников Соловецкого Морского музея (Соловки), многие представленные на ней материалы прежде не публиковались. В 2012 году выставка стала лауреатом Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский», сообщает сайт Морского музея.
Приурочена выставка к 150-летию первого в России храма-маяка, действующего на Секирной горе Большого Соловецкого острова. Два главных навигационных знака Белого моря, два древних символа спасения – крест и маяк – символично соединились в этом уникальном сооружении. Как и в XIXвеке, работу маяка ныне поддерживают соловецкие монахи.
Ex8
report_ART
Авторы выставки:
Алексей Лаушкин, к.и.н., Светлана Рапенкова, к.т.н. Художник – Рустам Каримов.
Андрей Саврасов - автор модели маяка Соловецкий.
Использованы не публиковавшиеся материалы и вещи из собраний:
Российского государственного архива Военно-Морского флота (Санкт-Петербург), Соловецкого Морского музея (Соловки), А. Сидорова (Архангельск), В. Григорьева (Москва), О. Свиридовой (Москва)
Экспонирование выставки:
Июнь-сентябрь 2011 г., июнь-сентябрь 2012 г. – Соловецкий морской музей (Соловки).
Декабрь 2012 г. – февраль 2013 гг. – Российская Государственная библиотека (Москва).
Февраль – март 2014 г. – Филиал Музея Мирового океана «Ледокол «Красин» (Санкт-Петербург).