Ростральные колонны в С.Петербурге

Ростральные колонны — архитектурные сооружения в центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова. В XIX веке выполняли функцию маяков порта северной столицы.

 

Ростральные колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворёно показывает мощь и величие морского флота государства, а также отсылает к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами (лат. rostra, множественное число от лат. rostrum, нос корабля) поверженных вражеских кораблей. Над проектом также работал знаменитый каменотёс С. К. Суханов[1], выходец из бедных крестьян Вологодской губернии. Статуи у подножия колонн выполнены скульпторами Ж.Камберленом и Ж.Тибом. Открытие состоялось в 1815 г. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года.

Южный маяк указывает путь в Большую Неву (59°56′35″ с. ш. 30°18′25″ в. д. (G) (O)), а северный в Малую (59°56′41″ с. ш. 30°18′18″ в. д. (G) (O)). У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые согласно распространенной гипотезе аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Однако эта гипотеза не имеет обоснования, сам Тома де Томон писал: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции».[2] Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо, которым благоволил архитектор. В качестве материала для скульптур сначала была выбрана бронза, но из-за сложности её обработки выбор пал на пудостский известняк, добывавшийся в посёлке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле, известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и величественную основу. Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сотворены Ж. Тибо.

Внутри каждой колонный находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку с огромной чашей-светильником и металлической треногой, удерживающей её. В чашу заливали конопляное масло, дающее огромной огненный столб, указывающий путь кораблям во мраке ночи или пелене тумана. Так было до 1896 года, в котором к колоннам подвели электричество. В 1957 году маяки стали освещать с помощью газа из соображений экономии.

В наши дни маяки зажигают только по особым торжественным случаям.

Rostr.Kolon_2010